foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Добро пожаловать на сайт
МОУ «Красночикойская СОШ №2», ассоциированной школы ЮНЕСКО

МОУ «Красночикойская СОШ № 2»

Муниципальное образовательное учреждение "Красночикойская средняя общеобразовательная школа № 2"

Школа носит статус Ассоциированная школа ЮНЕСКО

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.

Cсылка для оценки условий оказания услуг

Программа работы историко-краеведческого музея
МОУ «Красночикойская СОШ №2»

Пояснительная записка

Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории и природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления, то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация произошедших и происходящих событий является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.

Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
  • общекультурных: духовно-нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
  • учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,
    сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
  • информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
  • коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
  • личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

Цель и задачи программы

Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи:

  • образовательные:расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
  • развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
  • воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.

Срок реализации программы — 3 года (2014-2017 учебный год).

Программа реализуется по следующим направлениям:

  • поисково-исследовательская деятельность;
  • учет и хранение фондов;
  • экспозиционная деятельность;
  • просветительская деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

  • планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
  • прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

  • принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;
  • проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
  • обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
  • создавать фонд мультимедийных презентаций.

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы музея:

  • создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
  • правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда);
  • правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
  • точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
  • организовать прием и выдачу музейных предметов;
  • обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Экспозиционная деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

  • освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
  • учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
  • использовать в работе выставки-передвижки;
  • предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал.

Планируется создание экспозиций «Интерьер избы семейских», «Бессмертный полк», «История школы», «Моя родословная», «Чикой – край заповедный».

Просветительская работа

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

  • продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
  • проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
  • использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.

Программа рассчитана на учащихся школы 11-16 лет, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.

Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.

Актив музея и учащиеся школы:

  • Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
  • Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
  • Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
  • Оформляют экспозиции и выставки;
  • Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;
  • Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе.

Этапы реализации программы

Первый этап — информационно-познавательный (2014-2015 гг.)

На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.

Второй этап — операционно-деятельностный (2015–2016 гг.)

На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.

Третий этап — практико-ориентационный (2016–2017гг.)

Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты программы

  1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
  2. Систематизация работы школьного музея.
  3. Получение целостной картины по истории развития района, села, школы и ее традиций.
  4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
  5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
  6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
  7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории родного края.
  8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
  9. Влияние на выбор профессии учащимися.
  10. Социализация школьников.

Программы курса «Школьный музей» (102 часа)

Тема 1. Теоретические занятия. Инструктажи.

Цели, задачи, участники музейного кружка. Школьный музей как организационно – методический центр изучения истории родного края.

Тема 2. Наследие в школьном музее

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Тема 3. Организация школьного музея

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Тема 4. Родной край в истории государства российского

Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Тема 5. Военная слава земляков

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.

Тема 6. Моя семья и родной край

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Наша школа в истории края

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края.

Тема 8. Комплектование фондов школьного музея

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.

Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.

Тема 9. Учет и описание музейных предметов

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Тема 10. Экспозиция школьного музея

Концепция экспозиции школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Тема 11. Экскурсионная работа в школьном музее

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Тема 12. Индивидуальные консультации по темам проектов.

Полезные сайты

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

2025 Copyright МОУ «Красночикойская СОШ № 2» Rights Reserved